prosto_rgb (prosto_rgb) wrote,
prosto_rgb
prosto_rgb

Логистика, войны и феодал.

Оригинал взят у maksym_tt в Логистика, войны и феодал.
Оригинал взят у chispa1707 в Логистика тыла

На 1 рыцаря приходится 2 лошади и 1 пахолик (оруженосец)
На 1 пахолика приходится 2 лошади (иначе перегрузят телегу)
На 5 человек по крымской норме приходится 1 пароконная телега под провиант
На неважной грунтовой дороге на пароконную телегу грузят 500-600 кг (беру 550 кг)
Лошади русской армии полагалось 5,5 кг корма в день
Солдату РФ полагается 2,4 кг еды в день
Следует предусмотреть кормление солдат и лошадей на обратном пути
Лошадь двигается 4,5 км в час и 6-8 часов (я беру 7 часов) в сутки (это очень большая нагрузка)

Автономной единицей можно считать 2 рыцарей, 2 пахоликов, 1 возницу, 10 лошадей.
Возможность такой единицы - 8 дней кормежки, потом надо добавлять число телег

1 день отводим на битву, и 1 день - на сбор оружия и раненых
При полной загрузке единица уйдет за 3 дня на 94 км, затем битва, отдых и возвращение.
Воду с собой не берем, но и на грабеж деревень не рассчитываем.
(один прусский генерал в стандартном походе на 200 км шел 2 недели)

В 19 веке война в Европе велась в среднем около 8 недель.

Смотрим, как ведет себя динамика процесса. В зависимости от километража число повозок быстро увеличивается.
И на уровне 450-500 км стремится стать бесконечным.



Расход еды на 1 день пути уверенно растет, а количество допустимых дней похода в один конец стремится к 16 дням.
Это какой-то математический предел для этого типа войн. Далее нужна мощная интендантская служба второй половины 19 века.
Да, нормы для солдат и лошадей можно ужесточить, но это означает проиграть противнику, который их не ужесточал.



При феодализме каждый вассал сам кормит свой отряд с тех деревень, что у него есть.
Централизованной армии нет, и это в той ситуации правильно.

РАССТОЯНИЯ
Как мы видели в предыдущем посту, никому не под силу оплатить конный поход далее чем на 450-500 км.
Реками перевозить армии можно, а вот лошадьми выходит дорого. Судя по графику, оптимальны походы не далее 300 км, а дальше идет перегиб кривой.
Но та же Франция, как считается, существует в нынешних границах лет 800, а реки не текут во все стороны одновременно.
В случае нападения Испании, Париж может об этом очень долго не узнать, а выдвинуть свою армию он совершенно точно не может.
Но если Париж не может выдвинуть свою армию, то что удержит приграничные земли от самостоятельности? Ничто.

ВЫВОД: вплоть до железных дорог страна строится по рекам - вслед за купцами. Или не далее 300 км. К России это тоже относится.

ПРОКОРМ НАХЛЕБНИКОВ
Сейчас городского населения процентов 75, а в 1897 году было 15 %. Более крестьянину при тех технологиях не прокормить.
И эти 15 % идут на все - на промышленность, на транспорт, на торговлю, на шахты, на дорожных рабочих (бурлаков) и на армию.
Можем ли мы оценить число нахлебников в 1861 году? Попробуем.

СТАТИСТИКА
В 1861 году на 1 ревизскую душу (мужчина, видимо, не дитя) приходилось 4,8 десятины земли.
В период столыпинских реформ - 2,9 десятин, что говорит о росте населения и улучшении технологии земледелия.
4,8 / 2,9 = 1,65 раз

ВЫВОД: сельские технологии в 1861 году были хуже, чем при Столыпине в 1,65 раз. То есть, нахлебников было не более 9 %.
Больше крестьянину просто не прокормить.
С точки зрения распределения бюджета амбиции у военных в середине 19 века должны быть примерно в (75/9) в 8,3 раза скромнее.
А при Иване Калите, когда крестьяне пахали, считай, на себе?

ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
А есть еще и плотность населения. В середине 19 века она у нас была ниже, чем в конце 19 века вдвое. 62 млн населения против 128 млн.
Это означает, что доставить рекрута, провизию, лошадей, командиров на место многократно дороже.
Зависимость стоимости перевозок от плотности населения экспоненциальная: сравните транспортные возможности Калуги и Чокурдаха - те же пропорции.
А в середине 18 века?
А в середине 17 века?

Доставить новобранца с Волги на западный фронт в середине 19 века было невозможно в принципе, он просто не успевал доехать.
В среднем война в Европе 19 века длилась 8 недель. Большая часть войн была короче, и теперь понятно, почему. Транспорт и бюджет...

ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА - НЕ МОЙ ВАССАЛ
Принцип предельно прагматичен. Я бы, может, и перекрышевал бы чужого вассала, да руки коротки. В копеечку влетит.
Когда сладкий земельный надел на 50 км дальше, чем хочется, война за него становилась крупной проблемой.
Поэтому и армия у феодалов была децентрализована.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АРМИЯ
Держать несколько полков кучно можно, однако дорого. Основная проблема - доставка провианта из провинций как в условиях войны.
Обозы должны идти постоянно, и львиная доля жратвы будет съедена самими возницами да их лошадьми.

АРАКЧЕЕВЩИНА
Очень интересен опыт Аракчеева. Армия кормила себя сама, - тратиться на постоянный перевоз провизии не надо.
Возможно, так же создали и какую-то часть казачества.

Прожила аракчеевщина с 1810 по 1854 год. Пишут, что из-за бедности солдатиков... царь сжалился и покончил с этим делом.
На мой взгляд, едва появились железные дороги, переброска как армий, так и провианта для них стала достаточно дешева.
Аракчеевщину убил паровоз.

Tags: про оружие, фольк-хистори
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments